Монастыри Тибета : Сэра (Сера)

Прекрасный монастырь в 5 км на север от Лхасы, монастырь Сэра, располагается у подножия горы Пурбу Чок на 3660 км над уровнем моря. Свое название, что в переводе означает «Шиповник», он получил благодаря тому, что когда-то склон горы просто изобиловал роскошными кустами дикого шиповника.

Свою историю монастырь начинает с 1419 г.: он был построен немного ниже, чем отшельническая пещера ученика Цонкапы Шакья Еше, который удостоен был титула Джамчен Чодже, означающего «большую благость Дхармы». В период своего полного расцвета монастырь располагался на территории в 115 тысяч квадратных метров. Он имел 5 учебных дацанов и огромное количество послушников, более чем 5500 человек! При этом каждый дацан отличался своей специализацией.

Многочисленные паломники и туристы, прибыв в монастырь, передвигаются по часовой стрелке. Им открывается первое и самое старинное из трёх основных отделений монастыря – Сэра Ме. Здесь расположены многочисленные статуи, в том числе Будды Шакьямуни, Майтреи, Манджушри, а так же статуи защитников Учения. Далее паломники посещают следующие отделения монастыря – Сэра Дже (отделение для странствующих монахов) и Нгакпа Дацан (тантрическое отделение). 

Одной из самых важных реликвий этого монастыря является Первая Ваджра. По преданию, она была найдена в монастыре Драк-Йерпа, в пещере, где медитировал Падмасамбхава его учеником Дачарпой. В монастыре ее бережно охраняют и показывают визитерам только один раз в году.

Интересно обратить внимание на Святилище Будд Трех Времен. Под термином «Будды Трех Времен» понимают Ваджрасаттву - будду прошлого, Будду Шакьямуни - будду нашей эпохи, и Майтрею, будду будущего. В символике их представляют, как трех Будд из тысячи, которые появятся в мире в нынешней зоне (кальпе) – кальпе мудрецов.

За Святилищем Трех Будд находится Святилище Хайягривы (это божество с человеческим телом и лошадиной головой, считающееся «гневным божеством-защитником Учения»). Там, под самым потолком, в зале находится разнообразное военное снаряжение – мечи, копья, луки и так далее, которое подтверждает легенду о том, что монахи монастыря были искусными воинами. В 1905 г. они успешно держали оборону от наступавшей артиллерии Англии.

В одном из дацанов, в дацане Дже, есть статуя одиннадцатиликого Бодхисаттвы Авалокитешвары, окутанная разными волшебными легендами…

Тантристский дацан Нгакпа содержит очень интересную реликвию – ритуальный нож-пурбу, который когда-то принадлежал махасидхе Дарчарпе. Этот священный нож-пурбу – едва ли не величайшая святыня Тибета, так как именно он способен перерезать серебряную нить-му, которая связывает душу и тело, каждому врагу Тибета. Раньше его заворачивали в шелковую ткань и в новогоднюю ночь отвозили в Поталу, где прикладывали к головам далай-ламы и высших сановников.

События «культурной революции» для монастыря не прошли незаметно. Большое количество монахов, принявших участие в восстании 1956 г., тогда было репрессировано. Некоторые здания монастыря были основательно разрушены. Тем не менее понемногу все реставрируется, что особенно активно наблюдается в последние годы. Да и число послушников монастыря уверенно растет.

Функционируют также духовные колледжи Сэра Ме и Сэра Дже, где преподаются тантрические знания. На сегодня в Тибете именно монастырь Сэра почитается за центр тантрического учения. Здесь соблюдается древняя традиция – открытые дебаты монахов-учеников. Подобные дебаты входят в обучающую программу философского дацана.

Еще одна очень интересная достопримечательность – тропа коры вокруг монастыря. Эта тропа проходит снаружи вокруг монастыря, и, согласно давней традиции, паломники совершают по ней ритуальный обход территории монастыря, который проходит не менее часа. Эта тропа проходит по очень живописному месту среди красивых ив, огромных валунов и учебных корпусов дацанов. По дороге можно встретить ритуальные камни с изображениями Будд, священных текстов и Бодхисаттв. Паломники обязательно касаются руками этих камней, а на земле оставляют жертвенную пищу – цампу. Недалеко в скалах есть и пещера для медитации самого основателя направления гелукДже Цонкапы. Вообще, стоит сказать, что эти места богаты на скальные кельи лам-отшельников, то есть на так называемые ритоды. Многие из них считаются паломниками священными, и они совершают вокруг них 333 обхода!

Неподалеку находится и место небесного погребения. Этот способ погребения умерших и сейчас практикуется в Тибете, а такие места считаются священными. Даже есть мнение, что если человеку поваляться на земле среди свежих останков умершего, то это значительно продлевает его жизнь. Говорят, что даже далай-ламы омолаживались подобным образом.

Монастырь Сэра

Туры с русскими гидами