Монастыри Тибета : Самье

Путешествуя в Тибете нельзя обойти стороной Самье, первый тибетский монастырь, построенный во второй половине VIII века. История строительства этого монастыря тесно связана с деятельностью таких великих личностей, как царь Трисонг Деуцен, пандита Шантиракшита и другоценный учитель, Гуру Падмасамбхава. Легенда гласит, что желая распространить буддизм в своей стране царь пригласил из Индии пандиту Шантиракшиту. Тот принял приглашение, прибыл в Тибет и был тепло принят царем. 

Учитель Шантиракшита начал учить тибетцев Дхарме, и даже начал строительство монастыря в форме мандалы, взяв за основу индийский монастырь Одантапура. Однако бонские божества были возмущены таким поворотом событий и стали чинить огромные препятствия. Один из текстов, составленный Дуджомом Ринпоче описывает то время так: «Молния ударила в Марпори (место, где позже была построена Потала, резиденция далай-лам в Лхасе), а дворец в Пхангтанг был уничтожен наводнением. Урожай погиб, и в стране произошли большие бедствия». А когда началось строительство монастыря в Самье, несчастья продолжились с новой силой. Как рассказывает один из текстов, строительство здания непрерывно сопровождалось нападками местных божеств: что бы ни было построено днем, все разрушалось возмущенными духами за ночь.

Встретив такое противостояние, Шантиракшита понял, что его время для проповеди Дхармы в Тибете еще не пришло, и вернулся в Индию, посоветовав царю пригласить в Тибет великого мастера Падмасамбхаву, знаменитого своим владением буддийской магией. С помощью могущественных мантр и ритуалов Падмасамбхава смог подчинить бонских духов, которые препятствовали его миссионерской деятельности в Тибете. Он победил их и заставил дать клятву защищать новую религию, поэтому многие из этих божеств были включены в буддийский пантеон.

Так в Тибете снова воцарилось спокойствие, и тогда вновь был приглашен Шантиракшита. Царь и Шантиракшита решили довести до конца строительство онастыря, начатое в первый приезд Шантиракшиты, и благополучно завершили его. Так возник монастырь «Мигьюр Лхунги Дубпэ Цуглаканг», что значит «Монастырь, который есть неизменная и совершенная Служба». Сегодня он широко известен как монастырь Самье. Продолжалось строительство монастыря целых 12 лет. Архитектура всего монастырского комплекса сочетает индийские, тибетские и китайские элементы. По сторонам от основного храма расположены восемь малых храмов, четыре стороны света посвящены бодхисаттвам Авалокитешваре, Арьяпале, Манджушри и Майтрее, а вдоль стены, окружающей храмовый комплекс, располагаются 108 малых ступ. 

Перед смертью Шантиракшита предсказал, что со временем в Тибете произойдет конфликт между двумя школами буддизма, которые получат в нем распространение. Одна будет учить, что просветление - это мгновенное постижение, которое может быть достигнуто только посредством полного прекращения умственной и физической активности. Это учение распространялось китайскими монахами. Другая, привнесённая Шантиракшитой, учит, что просветление - результат медленного и постепенного процесса, требующего изучения, размышления и добрых дел. Шантиракшита заповедал, что, когда придет время, нужно будет пригласить из Индии его ученика Камалашилу, чтобы он защитил индийскую традицию буддизма. 

Царь Тисонг Децэн потребовал провести диспут, который проходил в Самье более двух лет (792-794 гг.). Китайский монах Хэшан защищал учение о «мгновенном просветлении», а Камалашила – о «постепенном». В конце диспута победителем был объявлен Камалашила, а царь выпустил прокламацию, объявившую новую религию ортодоксальной верой Тибета. Документ был написан золотыми буквами на голубой бумаге и хранился в собрании дворцовых летописей.

С древних веков монастырь Самье славится своими диспутами и великолепной системой обучения монахов. Позднее, в XI веке монастырь Самье посетил Атиша, знаменитый индийский пандита, и отметил, что он даже в Индии никогда не видел столь разработанной и глубокой системы перевода буддийских текстов.

Монастырь сильно пострадал во время культурной революции, но сохранил часть былого величия. Сегодня при монастыре работает гест-хаус, в котором туристы могут остановиться на ночлег, а неподалеку от него расположн знаменитый пещерный монастырь Чимпху, где даже в наши дни в пещерах живут и практикуют буддийские йогины.

Монастырь Самье

 

Туры с русскими гидами