ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА ТИБЕТА : ЦАРСТВО ГУГЕ, ЦАПАРАНГ

Есть два мнения о времени основания царства Гуге (tib. gu ge). По одной из версий история Гуге тянется из глубины тысячелетий, и оно когда-то было одним из округов внешнего Шан-Шунга. Согласно другой версии, один из сыновей убитого тибетского правителя Лангдармы, О-сунг, бежал в Западный Тибет после борьбы за власть со своим братом. Один из внуков О-сунга, Кьиде Ньимагон, укрепил свою власть в Западном Тибете. Сначала он обосновался в Пуранге, но потом успешно распространил свою власть на весь округ Нгари вплоть до Ладакха. Причем, как утверждают исторические документы, в боевой поход по завоеванию западных земель он вышел с армией из 300 воинов, что дает возможность судить о масштабах боевых операций и плотность населения в Западном Тибете тех времен. Именно Ньимагон и основал в IX веке столицу царства Гуге - пещерный город Цапаранг. После же смерти Ньимагона его владения разделились на три части в результате раскола, устроенного тремя его сыновьями. Так Гуге стало отдельным царством. Интересно обратить внимание на тот факт, что не смотря на гонения на буддизм, учиненные Лангдармой, уже его внуки (а возможно и дети) приложили немало усилий к его возрождению.

Согласно некоторым источникам первые европейцы проникли в Тибет в 1624 году. По несчастливому для Гуге стечению обстоятельств этими европецами были миссионеры-иезуиты, а этим местом в Тибете было именно Гуге. Три Траши Дракпа, тогдашний правитель Гуге, попал под влияние миссионеров, принял христианскую веру, позволил построить церкви и обращать жителей Гуге в христианство. Сенгье Намгьял, тогдашний правитель Ладакха, был правоверным буддистом, и не мог перенести такого надругательства над своей верой. В 1630 году он послал войска (согласно некоторым источникам это были муссульмане-наемники) для восстановления религиозного статуса-кво. Согласно легенде почти все жители царства (в живых оставили всего 200 человек) были убиты, а их обезглавленные тела сложены в пещере, которая расположена неподалеку от руин Цапаранга. Головы убитых победители забрали с собой, чтобы поднести правителю Ладакха.

В 1680 году Пятый Далай-лама объединял страну при содействии монгольских войск, и вернул Гуге статус тибетской провинции, но Цапаранг так и не возродился и дошел до нас примерно в виде заброшенного пещерного города.

На сегодняшний день в Цапаранге ведутся археологические раскопки, а Пурбу Чусанг, старый хранитель развалин Цапаранга, в 2011 году был признан человеком года в области культуры.

Цапаранг на рассвете

Туры с русскими гидами