Амдо – огромные безлесные просторы между поймами рек Янцзы и Хуанхэ на северо-востоке Тибетского Плато. Это самый высокогорный и малонаселенный район Тибета. Основное население – монголы и тибетцы, правда, в последнее время территория все больше заселяется китайцами.

Амдо – один из трех основных районов Тибета. Разницу между ними можно понять по одной тибетской поговорке: «Лучшая религиозная практика – в У-Цанге, сильнейшие люди – в Кхаме, лучшие лошади – в Амдо». Тут прекрасные пастбищные луга, поэтому основной вид деятельности жителей Амдо – скотоводство.

На территории Амдо никогда не было крупных поселений. Жители центральной части Тибета всегда считали Амдо периферией. Но именно из Амдо вышли выдающиеся тибетские реформаторы: Далай-лама XIV и Дже Цонкапа. Многие кочевники были практикующими мирянами (нагпа). Здесь располагалось много монастырей с многочисленными монахами и наставниками. Каждая из амдоских семей отправляет в монастырь одного, а то и двух детей.

Монахи в этом районе всегда отличались незаурядным усердием в практике. Тут находятся широко известные монастыри тибетского буддизмаКумбум (основанный в конце 16 века) и Лавран (основанный в начале 18 века). Как и Кхам, территория Амдо наименее пострадала от китайской Культурной революции и была мало подвержена контролю над религией со стороны Китая. Традиции и устои в монастырях сохранились в нетронутом виде, а количество монахов в каждом из них уже давно превышает 1000 чел. В Амдо много действующих ритритных центров, где монахи, по традиции, практикуют 3 года.

Для туризма это место было открыто не так давно. Впрочем, Амдо примечателен не только культурными ценностями. Здесь до сих пор образование получают в монастырях, лечатся у тибетских врачей, носят национальную длиннополую одежду (чупам) украшенную мехом тигра и леопарда, мужчины – дорогие ножи, а женщины – массивные ожерелья из янтаря. И все это рядом с процветающей нищетой затравленных китайцами тибетцев из центрального округа У-Цанг. Амдоские женщины – основная рабочая сила семьи: доят яков, делают масло и сыр, готовят пельмени-момо и суп-тукпу. Дети, как правило, предоставлены сами себе. Жители городов и деревень на свои деньги стараются восстанавливать монастыри, разрушенные в годы Культурной революции. Испытывая меньшее давление со стороны китайских властей, они имеют больше возможностей для сохранения и распространения учения Будды.

Монастырь Лавран в Амдо

Туры с русскими гидами